Об отношении к Апокалипсису
Так уже сложилось на сегодняшний день, что употребление людьми слова «апокалипсис» — это чаще всего лишь удобная и красноречивая форма указания на какие-то планетарные катаклизмы в будущем. Естественно, что при этом в сознании многих людей отсутствует библейское, т.е. изначально правильное понимание сути Апокалипсиса как той книги, которая открывает тайну судьбы не только всего человечества в целом, но и каждого отдельно взятого человека. В этой связи уже не будет удивительным, если кто-то где-то знает об апокалипсисе как о конце света и не знает о нем как об Откровении Бога Отца для всех людей о том, что будет...
Конечно, кто-то возразит и скажет, что апокалипсис в качестве синонима физического краха планеты — это закономерная дань нашему времени, когда на экранах телевизоров перед нами перебирают варианты уже упомянутого конца света. Однако это утверждение не будет справедливым в том смысле, что книга Апокалипсис наряду с описанием страшных сцен катаклизмов в истории человечества, содержит в себе еще более захватывающие сцены блаженства и процветания тех людей, которые удостоятся этого, приняв Божье спасение в Иисусе Христе, как об этом написано в Библии. Говоря иначе, уже устоявшаяся привычка людей вспоминать об апокалипсисе исключительно в контексте чего-то плохого — это неправильно! Апокалипсис завершается описанием установления Царства Божьего. Следовательно, гораздо правильнее было бы говорить о нем в контексте абсолютного разрешения всех проблем рода людского.
Апокалипсис: сегодня или потом?
Зачастую, понимание людьми Апокалипсиса является поверхностным и сводится лишь к провозглашению конца существования людей на земле, вызванного неким катаклизмом в будущем. И это еще хорошо, когда говоря о будущих катастрофах, люди все же воспринимают Апокалипсис как книгу Библии, а не просто — как слово нарицательное. Не то чтобы это было делом подсудным — нарекать апокалипсисом будущие катастрофы, однако тот факт, что при этом Апокалипсис нередко перестает восприниматься людьми как Божественная пророческая книга, имеющая важный духовный смысл — является неоспоримым.
Люди ожидают чего-то очень плохого в будущем, называют это грядущим апокалипсисом, и при этом не осознают, что с точки зрения самого Апокалипсиса — он уже начался давным-давно и протекает этап за этапом, как это предсказывается в нем самом. Не нужно ждать третьей мировой войны или падения астероида с неба, чтобы только потом назвать это апокалипсисом. Куда важнее уметь распознавать в этой книге события, относящиеся к нашему времени, а также те, что уже произошли. Апокалипсис преобладающе в хронологическом порядке описывает события, начиная от Вознесения Господа к Богу Отцу и заканчивая сотворением новых неба и земли для всех спасенных. Поэтому естественно, в нем можно увидеть то, что имеет отношение непосредственно к нашему времени, в которое мы с вами живем.
Здесь хочется привести следующий пример. Не так давно National Geographic выпустило цикл документальных фильмов под общим названием «Апокалипсис: Вторая Мировая война в цвете». Нужно отметить, что создатели сериала поступили очень правильно, присвоив Второй Мировой войне статус апокалипсического события, потому что Апокалипсис на самом деле содержит в себе предсказание этой войны. В шестой главе книги Откровение написано:
7 И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри.
8 И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.
Итог всего выше сказанного таков: крайне ошибочно думать, что Апокалипсис — это исключительно будущие события в истории человечества. Безусловно, в скором будущем надлежит исполниться еще многому, что предсказано Богом на страницах этой великой книги. Однако следует не забывать о том, что сегодня, здесь и сейчас, Апокалипсис также осуществляется в нашей с вами жизни.
Апокалипсис: тайна или Откровение?
Парадокс — книгу, само название которой подразумевает ее открытость для понимания людьми, сегодня некоторые называют таинственной и малопонятной. Думающие так, тем самым противоречат Самому Богу, о чем свидетельствует уже самое первое предложение Апокалипсиса:
1 Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну,
2 который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел.
3 Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко.
Все утверждения, что эта книга таинственная и даже закрытая для понимания — это банальная неправда. Те места в Апокалипсисе, которые нам сегодня до конца еще не понятны, таковы не потому, что Бог желает что-то утаить от нас, а просто мы еще не приблизились во времени к описываемым событиям настолько, когда бы их смысл стал для нас более очевидным и понятным. Если нам что-то не понятно в Апокалипсисе, то это не повод говорить о его таинственности. Тех же, кто настаивает на этом, можно сравнить с людьми, например века 17, которым некто из будущего попытался бы объяснить принцип передвижения по воздуху самолета — все бы они сочли это за небылицу, т.е. не поверили бы. Так и Апокалипсис изначально не таинственен — это люди делают его таким, потому что в силу своего несовершенства не в состоянии понять описание событий, которые просто-напросто отстоят от них по времени. А то, что события эти реальны — это заверение Самого Бога, перечить Которому просто недопустимо, и пагубно для тех, кто все же делает это.
Хочется подчеркнуть еще раз, что Апокалипсис открыт Богом для понимания людьми, а вот поймут ли они эту книгу и насколько правильно — зависит от их личных взаимоотношений с Богом, а также их образа жизни. Если какой-нибудь человек ведет греховный неправедный образ жизни, то сможет ли он правильно понять написанное в этой книге, если вдруг прочитает ее? Ответ очевиден и служит объяснением, почему Апокалипсис для многих таинственен.
Против таинственности Апокалипсиса также служит и тот факт, что написание этой книги является универсальным для понимания, потому что написана она для всех людей на все последующие времена. Здесь можно привести такой пример. Читая девятую главу Апокалипсиса, очевидно, что в ней кроме прочего дано описание сражения, в котором принимают участие — и пусть вас это не удивляет — танки, какими мы их знаем сегодня:
16 Число конного войска было две тьмы тем; и я слышал число его.
17 Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней — как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера.
18 От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей;
19 ибо сила коней заключалась во рту их и в хвостах их; а хвосты их были подобны змеям, и имели головы, и ими они вредили.
Почему же в Апокалипсисе прямо не написано о том, что это танки, а только — через образы? Ответ очевиден: подумайте, понял бы какой-нибудь читатель даже всего пару веков назад, что такое гусеницы, поворачивающаяся подобно голове башня с пушкой (из которой выглядывает туловище танкиста — всадника!) и маскировочный окрас брони, если бы в Апокалипсисе было прямо об этом написано? Вот почему использование заменяющих образов в этой книге — это мудрый подход Бога, благодаря которому люди в разные времена имеют описание тех или иных событий в доступной для понимания форме. Конечно, для современного человека кони с головами как у львов и торчащими из них хвостами — кажутся весьма необычными, как будто бы это персонажи из какой-то сказки. Однако мы должны понимать, что для людей прошлых веков — танк выглядел бы именно так, как это описал святой Иоанн Богослов. Таким образом, не обмануты люди прошлого, и нами сегодня также может быть понятно, что же на самом деле скрывается за этими образами. А все потому, что как уже говорилось выше — мы с вами достигли того времени в истории человечества, когда наиболее полное понимание этого места Апокалипсиса стало для нас возможным.